В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих странах Западной Европы отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям, или вальпургиева ночь.
Вальпу́ргиева ночь (нем. Walpurgisnacht, фин. Vappu, также нем. Hexenbrennen, чеш. Pálení čarodějnic, н.-луж. Chódotypalenje — Ведьмин костёр, фр. Nuit des Sorcières — Ночь ведьм; рус. Еремей Запрягальник).
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.
В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры.
А у нечисти были свои пляски. Силы зла веселились повсюду, но особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт, Вальпургиева ночь. Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart «лесистые горы», там растут пихты), туда слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.
Русскому поверью о полёте ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шАбаш Фауста.
«Фауст», Гёте
Сцена «Вальпургиева ночь»
Горная гряда Дантель-де-Монмирай. Полночь. Здесь собираются все призраки и духи ночи. С воздуха, вопя, опускаются прилетевшие нагие ведьмы с распущенными волосами верхом на метлах. Колдунья читает заклинания, присев на корточки, связка хвороста горит в ее руке.
Тысячи блуждающих огней появляются на вершинах гор. С четырех концов света сбегаются и летят по воздуху колдуны, колдуньи и демоны.
К вершинам гор,
Во мгле клубятся,
Собою заслонив простор
Нагие ведьмы и глумятся,
И шепчутся, затеяв спор.
На метлах огненных резвятся,
Бросая глаз раскосых взор.
К Дантель-де-Монмирай все мчатся –
Нечистой силы высший сбор!
Мефистофель (с тростью, вальяжно обходя владения)
В плотском соитии сойдутся
Сотни, постигнув земли дрожь,
Святое с проклятым сольется
В единое, как грянет ночь!
От адских плясок разойдутся
Все призраки и духи прочь,
А ведьмы в круг со мной сомкнутся,
Ведь то – Вальпургиева ночь!
Хор ведьм
Sator arepo tenet opera rotas
Sator arepo tenet opera rotas! *
Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Saint Walpurga, c. AD 710 – 25 February 777) приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая.
Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. 26 лет она провела в монастыре и описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, и на родном английском написала повествовании о жизни другого. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии. Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г. Прошло больше 100 лет и новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу. 1 мая останки монахини перевезли в Айштадт, вложив их в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.
Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта. Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени... Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох, как знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря. Но есть и другие символы: Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов. Липы - священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы - обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых. Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный помощник. У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы "кормили" таинственную ветряную собаку, виндхаунда.
А треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках? Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее. Крестьянин, который помог ей спрятаться в куче зерна, наутро увидел, что его рожь превратилась в золото. Охотники символизируют зиму, а убегающая девушка - весну. Прямая связь с языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым.
Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы.
«Переверни вышивку - с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы».
На своём шАбаше ведьмы пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот, поэтому в селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали чучела ведьмы, люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола.
Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.
WISE WOMEN HAVE ALWAYS BEEN HEALERS