ФЛОРАЛИИ, КАК ПРАЗДНОВАНИЕ КРАСОТЫ ЗЕМЛИ И ПОЧИТАНИЕ БОГИНИ ФЛОРЫ

Floralia. Gli affreschi di Ettore De Maria Bergler nel salone delle feste a Villa Igeia, Palermo, Sicily

Флора́лии (лат. ludi florales) — в Древнем Риме праздник римской богини цветов, расцвета и весны Флоры, который во времена Гая Юлия Цезаря (I век до н. э.) продолжался 6 дней с 28 апреля по 3 мая. Флоралии считаются одними из старейших официальных праздников древнего Рима, введёнными ещё Титом Тацием. Во время праздника люди, украшенные цветами и одетые в цветную одежду, танцевали, а на столах были кипы цветов. Римляне приносили дары Флоре мёдом и молоком. 

 «Флоралия». Картина нидерландского художника Хоббе Смита, 1898 / «Флоралия». Картина итальянского художника Просперо Пьятти, 1899

Тит Таций поставил Флоре алтарь в Риме. Существовал особый фламин (жрец), ведавший культом Флоры (flamen Floralis), и ей приносили жертвы арвальские братья - римская коллегия  из 12 жрецов. Вероятно, этот праздник первоначально справлялся в конце апреля или начале мая, но впоследствии был вытеснен играми в честь Флоры — флоралиями (ludi Florales), учреждение которых относится к 238 до н. э. году, когда был освящён храм Флоры.

Во время флоралий двери украшались цветочными венками, а жители Рима украшали свою одежду цветами. Женщины по время флоралий ходили в разноцветных платьях, что было запрещено в другое время. В программу флоралий входили театрализованные представления, выступления танцоров, мимов (актёров, которые разыгрывали сценки с пением и танцами, а также акробатов и фокусников), а также танцы с раздеванием, которые исполнялись гетерами. 

Во время флоралий, как и во время любых других праздников в Древнем Риме, звучала музыка, люди пели и танцевали. Этот праздник был полон радости, безудержного веселья, далеко не всегда соблюдавшего границы дозволенного. Атмосфера праздника отличалась раскованностью и разгулом. В эти дни устраивались достаточно вольные представления, часто пересыпанные нескромными шутками и играми. 

 

Овидий так описывал начало флоралий: 

«Богиня [Флора] идёт в своих венках многоцветных: 

Сцена открыта опять вольностям шуток срамных».

 

На празднике могли присутствовать все люди без разбора. В эти дни не считалось зазорным пить неразбавленное вино и даже напиваться допьяна. Считалось, что все совершенные  действия магическим образом воздействовали на плодородие земли.

Традиционно считалось, что организацией флоралий занимались исключительно плебейские эдилы, исходя из того, что это был плебейский праздник, однако позже эта точка зрения была поставлена под сомнение. Вероятно, что в организации флоралий принимали участие как плебейские, так и курульные эдилы.

Portrait of a Courtesan as Flora by Bartolomeo Veneto, c. 1520 / Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, Flora. Musée des Beaux Arts, Bordeaux, France /  La diosa Flora, Hacia 1625. Óleo sober lienzo. No expuesto. Museo del Prado / Francesco Melzi, Flora. Galleria Borghese, Rome / Рембрандт ван Рейн, "Саския в костюме Флоры»,1634, The Hermitage, St. Petersburg / Claude Vignon,  Flore, 1630 / Saive, Jan Baptist, Allegory of Flora, 17th, Slovak National Gallery / Flemish School 17th/18th Century The Goddess Flora /  Мельци Франческо (Francesco Melzi,1493 -1570), Flora, The Hermitage, St. Petersburg 

Известны флоралии, устроенные в 55 году до н. э. тогдашним эдилом Гаем Мессием, на которых в числе прочих присутствовал известный политик Марк Порций Катон Младший (Утический).

В начале четырнадцатого столетия великий поэт Данте, под аллегорией путешествия по аду, чистилищу и небесным сферам, воспел жизнь человека глубоко развращенного, потом возвращающегося путем раскаяния к первобытной чистоте и возвышающегося наконец до созерцания божества. Данте представляет Катона стражем горы, на которой находится земной рай. Освобожденный Христом из преддверия ада вместе с патриархами, Катон назначен указывать стремящимся к добродетели душам путь христианского смирения. Лицо его сияет как солнце от блеска четырех звезд – главных добродетелей. По словам Данте, он «знает цену истинной свободы, потому что пожертвовал за нее жизнью».

 

Богиня Флора

Флора  (Flora) — древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Богиня Флора подобна присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом. Такие боги обычны для мифологий и религий народов, живущих или живших на территориях, для природы которых характерна сезонность. В пантеоне скандинавских богов почитается Бальдр (Бальдер) — бог весны и света.

По имени этой богини была названа совокупность видов растений, произрастающих на определённой территории — флора.

Флора (Flora от floris — цветок) – великая богиня растительности, садов и всякого цветения. Ее даже называли «матерью цветов». Пока богиня не приняла власть над землей, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена, и земля покрылась ярким нарядом. Ей подчинены хлебные поля и виноградники, оливковые рощи, медоносные долины и пасеки, плодовые сады и цветущие луга.

Однажды римский сенат не проявил должного уважения к Флоре,  и перестали цвести луга и сады, ветер губил цветущие оливы, град уничтожал хлебные колосья, ливень обрушивался на виноградники и сбивал с лоз нежную листву. И лишь когда римляне установили праздник в честь богини – Флоралии, Флора вновь обратила свой благосклонный взгляд на Рим, и снова всё расцвело.

Власть Флоры распространялась и на мир людей, и она стала покровительницей юношества и девичества, в которых цветут ее юные силы. Флора владела и особым цветком, чье прикосновение обеспечивало рождение нового растения,  детеныша животного или же ребенка, или же божества.

Флора (Flora от floris — цветок) – великая богиня растительности, садов и всякого цветения. Ее даже называли «матерью цветов». Пока богиня не приняла власть над землей, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена, и земля покрылась ярким нарядом. Ей подчинены хлебные поля и виноградники, оливковые рощи, медоносные долины и пасеки, плодовые сады и цветущие луга.

Однажды римский сенат не проявил должного уважения к Флоре,  и перестали цвести луга и сады, ветер губил цветущие оливы, град уничтожал хлебные колосья, ливень обрушивался на виноградники и сбивал с лоз нежную листву. И лишь когда римляне установили праздник в честь богини – Флоралии, Флора вновь обратила свой благосклонный взгляд на Рим, и снова всё расцвело.

Власть Флоры распространялась и на мир людей, и она стала покровительницей юношества и девичества, в которых цветут ее юные силы. Флора владела и особым цветком, чье прикосновение обеспечивало рождение нового растения,  детеныша животного или же ребенка, или же божества.

Procession of Flora - Elisabeth Sonrel / Louis Comfort Tiffany - The Blossoms of Spring (Flora and Spring), 1887-1898, Charles Hosmer Morse Museum of American Art, Winter Park, USA 

Лукреций «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

John William Waterhouse, Flora, Koriyama City Museum of Art / Gentle Spring, Anthony Frederick Augustus Sandys, 1865 / Arnold Böcklin. Flora. 1875. Essen Folkwangmuseum / The Spring by Franz Xaver Winterhalter

Помимо всего прочего, Флора также является покровительницей и богиней весны, наравне с другой великой римской богиней – Венерой. В целом власть Флоры ограничивается полями, садами и лугами. Она не распространяется на леса. Произрастание зелени в лесах и отчасти на полях входило в сферу деятельности Феронии. 

Всем известный итальянский город Флоренция назван именно в честь богини плодородия и цветения.

Сандро Боттичелли (1445 - 1510) "Весна/Primavera" 1482. Доска, темпера. 203 × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция / 20 euro, Flora in Art, Italy, 2013

Другие значения термина:

Флоралии  — многозначное слово латинского происхождения, которое может относиться к:

Академия флоралий — организатор поэтических состязаний на призы из цветов, проходящих в Тулузе с XIV столетия.
« Флоралия » — цветочные игры в Каталонии и Валенсии, начиная с XIX века.
Гентские флоралии — бельгийский фестиваль цветов в Генте; проводится весной раз в 5 лет.


Зефир и Флора

Супружеская пара изображена вместе на цветочной прогалине — она на кушетке, он, молодой бог с крыльями бабочки, разбрасывает цветы из рога изобилия, ему помогают маленькие амуры.
Греческой богиней цветов была Хлорида, вышедшая замуж за Зефира, западного весеннего ветра, который породил цветы. Римляне называли ее Флорой. 
Царство Флоры. Овидий рассказывает о царстве Флоры — даре Зефира, который она наполнила цветами. Пуссен изображает ее в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы. Аякс (который превратился в дельфиниум (белый цветок с красноватым оттенком, похожий на гиацинт). Гвоздика на картине Пуссена «Сад Флоры», Дрезден) изображен бросающимся на свой меч — он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого Ахиллеса («Мет.», 13:382-398). НАРЦИСС склоняется над своим отражением в источнике. Клития (которая стала подсолнухом, то есть, вероятно, ноготками, у которых такое же, как у подсолнуха, свойство) пристально смотрит в безнадежной любви на бога-солнце, поворачивая свою голову, чтобы следить за его каждодневным шествием по небу («Мет.», 4:256-270). Гиакинт поднимает руку к своей раненой голове (см. АПОЛЛОН, II). Адонис (анемона) со своим копьем и охотничьими собаками отодвигает в сторону плащ, чтобы открыть свое раненое бедро (ВЕНЕРА). Крокус и Плющ — красивый юноша и нимфа — склоняются в одну сторону: за свое нетерпение он превратился в цветок, который носит его имя, или в тисовое дерево.

Николя Пуссен, Царство Флоры, 1631, Галерея старых мастеров, Дрезден (Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden)

Adolphe William Bouguereau, Flora and Zephyr, 1875, Мюлуз, Музей изящных искусств / Jan Brueghel the Elder and Peter Paul Rubens - Flora and Zephyr, 1617 / Jacopo Amigoni, Flora and Zephyr, The Metropolitan Museum of Art, 1730 / Jean-Baptiste Greuze, Flora and Zephyr / Flora and Zephyr Juan van der Hamen y (Gómez de) León (1596-1631) - Offering for Flora, 1627 

Гимн Флоре

Флора, Флора, великая богиня Флора,
С твоим появлением распускаются цветы,
С твоим появлением расцветают сады,
Тебе обязаны мы рождением на свет.
Славься Флора, богиня весны!
В честь тебя мы поем эту песню.
Славься Флора, великая хранительница садов!
Благослови нас, твоих почитателей.
Славься великая богиня днем и ночью.
Славься, наша покровительница.
Славься, славься, Флора!

Goddess Flora by Ilir Pojani / Flora, Goddess of flowers by Ara-Hrachya Hakobyan / Flora and the Marriage of Heaven and Earth by Rachel Clearfield / Flora Alpina by Edward Reginald Frampton

Инвокация Флоры

Приди к нам, Флора, хранительница садов,
Приди к нам, Флора, богиня цветения,
Приди в наш круг, мы зовем тебя сегодня.
Спустись к нам с небес, надели нас
Своей божественной силой,
Поделись с нами своей теплотой,
Поделись с нами весенним светом.
Приди к нас, спустись в наш круг,
Мы зовем тебя, великая Флора,
Будь с нами в этот день и в этот час.

Giuseppe Arcimboldo (1527-1593), Flora

Молитва Флоре

Великая богиня, ясный свет весны,
Я прошу у тебя помощи:
Помоги мне взрастить этот сад,
Наполни его своей силой,
Наполни его дыханием жизни,
Пусть он расцветает пышным цветом
На радость всем нам. Да будет так.

“Flora”, illumination from the manuscript “De Mulieribus Claris”, decorated by Robinet Testard, ms. Français 599, f. 56v, 1488-1496, Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Paris / John Bauer 1882-1918, Flora 


  • IDUNAPPLES
  • STORE